Иванов день или середина лета – самый радостный праздник, который отмечают славяне на балтике, в Скандинавии, и в Финляндии.
У каждого народа традиции празднования середины лета рождены его собственной культурой, их истоки следует искать в глубокой древности.
Корни обычая уходят в язычество. В христианстве, однако, праздник этот был приурочен церковью ко дню рождения Иоанна Крестителя (поэтому, Иванов день, по-фински называется «Юханнус» (Juhannus) и празднуется 24 июня, почти на день летнего солнцестояния.
Однако, на побережье Финляндии и на расположенных вдоль него многочисленных островах, которые называют просто – «Архипелаг», праздник по-прежнему называют его старым именем – «Миттумаари» (Mittumaari) – от шведского «Мидсоммар» (Midsommar) – «середина лета».
Это время отдыха после весенней страды. Поля вспаханы и засеяны, скот выведен на летние пастбища, первые жеребята уже достаточно окрепли и не требуют постоянного присмотра – можно немного передохнуть.
Скрупулезно подмечают, оценивают и обсуждают приметы. Три дня перед праздником – самые ответственные, их называют «чистыми».
Не стоит в эти дни начинать какие-то долгие дела и новые проекты, не нужно сажать и сеять, начинать строительство, или ремонт, подписывать долгосрочные контракты. Стоит заняться семьёй и домом.
В каждом доме обязательно найдётся несколько разнообразных цветных, связанных из ветоши ковриков – «рясюматто» (räsymatto), а в любой деревне, да и в большинстве городских районов, включая столичные, на берегу водоёмов – специальные столы для их стирки.
С началом «чистых дней» над деревнями поднимают Иванов шест.
Но это – обычай южных и западных шведоязычных финнов, живущих на побережье, и жителей Архипелага. Он пришёл из Швеции. Шест этот напоминает – и символизирует – корабельную мачту.
Нынче столбы украшают венками, цветами и лентами – жители деревень, рыбацких посёлков и прибрежных городков соревнуются, чей Иванов шест лучше оформлен и украшен.
Обычно, эти мачты оставляют стоять на протяжении двух недель после праздника – чтобы проплывающие мимо путешественники могли оценить их убранство.
В каждом доме топят сауны, и смолистый дымок вьётся в вечерней прохладе, приятно щекоча ноздри, выделяясь терпкой струёй среди пьянящих ароматов моря, свежескошенной травы и цветущей сирени.
Сауна – народный обычай и обязательная процедура. Конечно, с веником, как положено! В «чистые дни» должны быть чистыми не только дома, но и их хозяева. Каждый приносит в сауну свой, свежесрубленный веник.
По обычаю, его замачивают лишь один раз. «Срубленный», впрочем, неправильное слово – традиция не велит использовать для изготовления веника ножи или ножницы, ветки следует срывать или ломать голыми руками, а связывать – берёзовой лозой.
Веники делают из молодых берез; лучший, согласно поверьям, получается из той, от которой видна сауна. Для остроты иногда к берёзовым ветвям добавляют несколько молодых еловых или можжевеловых.
Есть поверье – куда укажет конец веника, или рукоятка ковша, там ждёт бросившего его судьба.
Юханнус – молочный праздник. На каждом столе в этот день стоят молоко и масло. Кефир и ряженку в деревнях делают сами, многие семьи варят собственный сыр, а молодёжь устраивает колядки – парни и девчонки с большими корзинами разносят по домам сплетённые ими венки, букеты цветов и охапки берёзовых веток.
Взамен они получают от хозяев свежесваренный домашний сыр – макуюусто (makujuusto).
В ночь на Юханнус по всей Финляндии вспыхивают тысячи костров. Это ещё один обычай, на этот раз пришедший из Восточной Финляндии. Костры складываются по берегам рек и озёр, часто на мысах, а в Южной Финляндии – на плотах рядом с берегом.
Их начинают собирать за несколько недель до Иванова дня. Часто костры разводят в местах, где легко могут собраться все жители деревни. Разжигает огонь, по обычаю, наиболее уважаемый местный житель.
Нарядно одетые люди веселятся, играют, водят хороводы и танцуют-танцуют-танцуют! Сохранившиеся кое-где специальные помосты для танцев – «лава» (lava), признаны культурной достопримечательностью страны.
Вся Финляндия превращается в огромную танцплощадку – на площадях городов и посёлков, на самодельных «танцполах» деревень и хуторов звучит музыка и кружатся пары…
Загадывают: если центральный столб костра, обгорев наполовину, останется стоять – плохо, останется и девица старой девой, не найдёт мужа. А уж если прогорит да завалится, взметнув веселый сноп искр – жди вскоре свадьбы!
Но мы же знаем, как эмансипированы финские девушки! Они не будут ждать милости от судьбы, ждать пока она сподобится послать им суженого… Они действуют!
Ночью, раздевшись донага, нужно трижды пробежать по засеянному рожью полю приглянувшегося парня. Тогда осенью, поев свежеиспеченного хлеба, он прикипит к хитрой девушке навеки.
Можно увидеть суженого, трижды обойдя обнажённой вокруг бани и внезапно обернувшись, а можно – отправившись купаться к лесному озеру (тоже, разумеется, без одежды). Через костёр, конечно, девицы тоже прыгают – чтобы притянуть к себе его дым; ведь ночи редко ветрены в середине лета.
Плот медленно уплывает к горизонту, постепенно угасает на нём костер, как угасает солнце, опускаясь вечером за кромку сонного моря. Угасает, чтобы вспыхнуть вновь через год, в следующий праздник Миттумаари – финский Иванов день!